Как в старину назывался самый последний перевязанный сноп в поле?

Дорогие друзья, и снова пятница, заканчивается рабочая неделя, впереди два выходных, и все мы вновь собрались у голубых экранов в этот пятничный вечер в ожидании всеми нами любимой передачи, замечательного капитал – шоу Поле чудес. Эта добрая, знакомая нам всем программа выходит в вечернем эфире каждую пятницу, и с нами ее бессменный ведущий Леонид Якубович, три тройки игроков, финал, и, возможно, супер игра.

В сегодняшней программе нас традиционно ожидает искрометный юмор, народное творчество, эрудиция и многое другое. В сегодняшнем выпуске Поле чудес от 16 июля 2021 года телезрителей порадуют интересными вопросами по теме.

Как в старину назывался самый последний перевязанный сноп в поле?

Дожиночный сноп — ритуальный предмет осенних дожиночных обрядов, представляющий собой пучок последних сжатых колосьев, украшенных определенным образом.

Другие названия дожиночного снопа: Последний сноп, Пожинальник, Обжинок, Именинник, Мирской сноп, Кумушка, Соломатник, Солоха, Овсей, Спорынья, Борода, Иванушка, Христова рубашка, Барин.

Дожиночный сноп мог изготавливаться, как после озимой (рожь), так и яровой (овес) жатвы.

Обычно дожиночный сноп сжинала хозяйка поля, но не пожилая женщина, так как в данном обрядовом действии пожилые женщины участвовать не могли.

Ответ: Пожинальник

При срезании колосьев дожиночного снопа соблюдался целый ряд ритуальных действий и магических приемов. Жать его необходимо было молча (отсюда: сноп — «молчанушка», «молчальный»), отказ от речи в данном случае, по поверью, предохранял девушек и женщин от опасного влияния потусторонних сил, в соприкосновение с которыми они вступали, совершая магические обрядовые действия. По народным представлениям в оставшихся на поле колосьях обитал «дух нивы».
Нарушение запрета говорить могло привести к нежелательным последствиям: у девушки, заговорившей во время срезания последних колосьев, жених окажется слепым; у хозяйки, не сумевшей сохранить молчание, будет реветь зимой в хлеву скотина (костромск.)

По другим поверьям при срезании дожиночного снопа обычно произносились приговоры: «Два поля дожавши, третье запахавши, отдай да положь» (ярославск.); пелись песни:

«Видит наше (мое) око,
Что край недалёко,
Постать не широка.
До краю дожнемся,
Горелки напьемся.
Хозяин — соловейко,
Поезжай за горелкой!
Хозяйка — хляптуха,
Ти готова болтуха?»
(смоленск.; Земцовский И.И. 1970. С. 517).

Как сжинали колосья последнего снопа?

Колосья для последнего снопа зачастую сжинали иначе, чем при обычной жатве. В Белозерье, двигаясь вдоль края оставленного участка, срезали колосья и укладывали горстями по кругу на расстеленную скатерть, чтобы они не коснулись земли;
В московской губернии в «гузок» (нижняя часть, комель) снопа вставляли все серпы, принимавшие участие в жатве, объясняя это тем, что зимою не будет замерзать нос;
Также в московской губернии делали Сноп — «христову рубашку» таким образом: последний сноп расстилали на полосе и в него клали два серпа таким образом, чтобы лезвия серпов образовывали замкнутый круг. Затем сноп связывался, при этом серпы перекрещивались внутри снопа и торчали наружу острыми концами и рукоятками. «Христова рубашка» делалась для обеспечения полного достатка в доме (обычай соблюдался до конца 20-х — начала 30-х гг. ХХ в.).

В Смоленской губ. дожиночный сноп устанавливался на «обабок» особым образом; при этом делалась «бабка» — десять снопов ставили житом (созревшими колосьями) наверх, прислоняя друг к другу и образуя круг; последний сноп, оставшийся без пары, ставили на «бабку» житом вниз, вверх срезанными корнями, при этом приговаривая, чтобы на следующий год рожь лучше родилась.

Как украшали последний сноп?

Последний сноп — именинник, пожинальник, обжинок — делался большим и толстым, связывался специально сделанным «свиточком», либо опоясывался красной лентой, украшался цветами и ситцевыми лоскутами, лентами.

Нередко снопу придавался антропоморфный вид.
Так, из соломы последнего снопа делали куклу, одевали в сарафан и головной убор (кокошник, кичку, платок), украшали ожерельями и бусами; в смоленской губ. привязывали к снопу палки или солому, обозначая руки.

Дожиночный сноп мог выражать своим антропоморфным видом женское или мужское начало, соответственно давалось снопу имя: последний сноп одетый в женскую одежду, называли Солохой; надев на другой сноп штаны, рубаху, шапку, давали имя Овсей (смоленск.).

Понравилось? Поделись с друзьями:
Поделитесь своей реакцией
Like
Love
Haha
Wow
Sad
Angry
Владимир/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
dataviyhoda.ru
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x