Как в старину называли работы по совместному трепанию льна?

Дорогие друзья, и снова пятница, заканчивается рабочая неделя, впереди два выходных, и все мы вновь собрались у голубых экранов в этот пятничный вечер в ожидании всеми нами любимой передачи, замечательного капитал – шоу Поле чудес. Эта добрая, знакомая нам всем программа выходит в вечернем эфире каждую пятницу, и с нами ее бессменный ведущий Леонид Якубович, три тройки игроков, финал, и, возможно, супер игра.

В сегодняшней программе нас традиционно ожидает искрометный юмор, народное творчество, эрудиция и многое другое. В сегодняшнем выпуске Поле чудес от 5 февраля 2021 года телезрителей порадуют интересными вопросами по теме.

Ну а мы как обычно подготовили для вас ответы на все вопросы в игре Поле чудес от 5.02.2021

Как в старину называли работы по совместному трепанию льна?

Вот задание на второй тур. 18 августа по старому стилю Фролов день. В степных губерниях с этого дня начинались помочи. Это такие работы в помощь вдовам и сиротам. На таких сходках косили сено, удобряли поля, рубили дрова, молотили снопы. А как назывались работы по совместному трепанию льна? (Слово из 10 букв)

Сеют лен 21 мая (по старому стилю) в день Олёны-льняницы, в теплую, влажную землю. Чтобы уберечь всходы от льняной блохи, их посыпали древесной золой. Едва появились светло-зеленые стебельки – надо начинать прополку. Молодой лен после прополки легко распрямляется, растет очень быстро. В народной примете сказано: «Лен две недели цветет, четыре недели спеет, на седьмую – семя летит».
Когда лен цветет, словно опускается на поле синь северного неба. Но одно дело любоваться этой красотой, другое – теребить.

2. Теребление.

Ответ: Потрепушки

Ответы на все вопросы в игре Поле чудес за 5 февраля 2021 последний выпуск

Это один из самых трудоемких процессов обработки льна. Вытеребить его надо до праздника Успения, к концу августа. Выходили в поле рано утром, по росе; женщинам помогали дети.
Рукой захватывали стебельки льна у самой земли, вырывали с корнем, горстями. Сколько же раз надо было поклониться льну-батюшке до самой земли!
8 горстей связывали в сноп. Снопы рядами расставляли на полосе для сушки.

3. Обмолот (околачивание).
Подсохшие снопы везли с поля в специально построенное для обмолота здание – гумно. На пол гумна укладывали снопы и деревянными колотушками били по льняным головкам.
Околачивание было любимым занятием молодежи и детей. Они работали с азартом, соревновались. Выколоченное семя заметали метлой в большую кучу, а затем провеивали лопатами на ветру.
Льняное семя хранили в крепких холщевых мешках в сусеках, а обмолоченные снопы увозили обратно на поле, потому что наступало время расстила.

4. Расстил.
Ночами в августе падает на скошенные луга крупная холодная роса. От ночной влаги стебель становился хрупким; волокно отделялось от стебля, приобретало серо-стальной цвет. В старину говорили, что от росы лен «вылёживался».
Женщины развязывали обмолоченные снопы и расстилали лен рядами тонким слоем на земле. Пока лен расстилали на поле, дома из обмолоченных семян били масло.

5. Битьё масла.
Льняное семя сушили, затем толкли в ступе; истолченную массу в горшке ставили в истопленную печь. Потом её, ещё горячую, заворачивали в плотную холщевую ткань и клали в колоду под пресс. Под колоду ставили посуду, куда капало густое льняное масло. Хранили его в стеклянной посуде, защищенной от света.
Остатки семян после битья масла – жмых – скармливали скоту.
Льняное масло кормило, освещало, лечило.
Масло было излюбленным продуктом питания на Руси, особенно во время постов. Его наливали в лампадки, висящие в красном углу, в плошки, стоящие на столах. Льняное масло художники использовали для изготовления олифы, которая необходима для написания икон. Простывшего и заболевшего человека поили чаем с льняным маслом, чтобы ослабить боль и сухость в горле.

6. Подъем льна и сушка.
Августовские ночные росы и сентябрьские дожди мочили лен в течении 3 – 4 недель. Женщины собирали его, снова связывали в небольшие снопики. Поднятый лен везли сушить.
Н. А. Деревнина вспоминает: «Сушили лен в бане, на повите, потом на полатях. Но самые нетерпеливые хозяйки несли его сразу в избу и сушили на широкой русской печи. Высушенный лен имеет неказистый вид: темный, сухой, ломкий, занозистый. И только сами мастерицы знают, как идет превращение невзрачного стебелька в белоснежную ткань».

7. Мятка.
Сухие, легко ломающиеся стебли льна (тресты) мяли на специальных приспособлениях – мялках. Со стебля с треском сыпалась кострика, оставалось серое, нежное, прочное волокно.
Женщина брала горсть тресты для мятки, это называлось повесмо. 50 повесмов – это пяток, 100 повесмов – это кирбь. За день хорошая работница мяла по 3 кирби (300 горстей льна)!
Измятую тресту сушили на печи или на полатях. Кострика шла на подстилку скоту.
От мятки переходили к такому коллективному занятию как трепание.

Понравилось? Поделись с друзьями:
Поделитесь своей реакцией
Like
Love
Haha
Wow
Sad
Angry
Владимир/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
dataviyhoda.ru
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x